Новости

Введение оплаты для большегрузных автомобилей.

«Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также штрафы за несоблюдение требований о внесении указанной платы должны стать одним из источников пополнения федерального бюджета. В результате сбора платы чистый дисконтированный доход бюджета ожидается в размере 384,3 млрд рублей в год», – говорится в постановлении

Предварительные же расчеты специалистов Росавтодора показывают, что увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате реализации проекта могут составить от 83 млрд руб. в 2015 году до 159 млрд руб. в 2024-м. Также ожидается экономический эффект от предотвращенных ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна (около 33 млрд руб. в 2015-2031 гг.). «Несмотря на то, что среди движущихся автотранспортных средств по федеральной сети автомобили тяжелее 12 тонн, по статистике, составляют 3,6%, вред, причиняемый ими, оценивается уже в 56% от общей массы, – говорит руководитель Росавтодора Роман Старовойт, – поэтому мы решили пойти по пути многих стран Европы и Северной Америки».

Как отметили в Росавтодоре, нововведение не коснется социально значимых видов перевозок. В частности, от платы будут освобождены грузовые машины, предназначенные для перевозки людей, а также специальные транспортные средства (пожарные, полиция, МЧС). Кроме того, считают дорожники, взимание платы за инфраструктурную составляющую обеспечит дополнительную здоровую конкуренцию среди операторов грузовых перевозок (транспортировка бытовой техники, автозапчастей и т.д.), а также функционирование рыночного механизма ценообразования.

Эксперты отрасли и представители бизнеса к такому оптимизму относятся скептически, хотя и здесь мнения разделились. Одни, в целом не осуждая саму идею, считают, что сперва было бы неплохо построить хорошие дороги, способные выдерживать тяжеловесные грузовики, а затем уж требовать плату за проезд. Поскольку сейчас перевозчику придется платить за «движение по тому, чего нет» (у нас в стране до сих пор есть федеральные дороги в грунтовом исполнении!). Другие уверены, что благодаря этой инициативе в России наконец-то появятся приличные автобаны. Третьи опасаются взлета цен на все и вся, который может произойти по двум причинам. Это собственно увеличение транспортной составляющей в стоимости любого товара как минимум на 10% (средний тариф в автоперевозках сейчас как раз около 35 руб. за 1 км). Второе – рост расходов перевозчика на содержание нескольких малотоннажных грузовичков вместо одного «тяжеловеса». И, к бабке не ходи, эти расходы перевозчик непременно переложит на потребителя

Впрочем, давайте послушаем самих экспертов.

Евгений Москвичев, председатель Комитета Госдумы по транспорту: «Необходимо прежде всего пересмотреть тариф. 3,5 рубля за 1 км пробега – это дорого. Как только транспортная составляющая в цене товара вырастает на 1%, товар становится дороже как минимум на 3%. Думаю, граждане России будут недовольны, что подорожает хлеб, соль, мясо и остальные товары. Вот уже представители администрации Московской области объявили, что намерены ввести плату за проезд тяжёлых грузовиков по региональным дорогам... Не спорю: платные дороги на территории РФ могут существовать, но их должно быть не более 2-3% от общей протяженности. В противном случае необходимо отменять акцизы на топливо, транспортный налог и т.д.»

Таймур Двидар, руководитель компании «Мегапейдж» (Автолокатор): «Ежедневно в России перевозится более 18 млн тонн грузов, из них более 75% – автомобильным транспортом. Многие населенные пункты в России имеют только автомобильные подъездные пути. Маловероятно, что введение платы за проезд окажет существенное влияние на перераспределение рынка перевозок автомобильным транспортом на большие расстояния в пользу малотоннажного. Перевозить партии грузов, к примеру, из Центрального в Сибирский федеральный округ на нескольких автомобилях грузоподъемностью 1,5-3 тонны экономически нецелесообразно. Автомобили с большой грузоподъемностью выгоднее по всем параметрам, пусть даже за проезд по федеральной трассе перевозчику придется платить 3,5 руб./км. Стоит отметить, что в России 76% автомобилей массой более 12 тонн имеет возраст 10 и более лет

Согласно проекту Росавтодора, уплачиваемые автовладельцами денежные средства за пользование дорогами будут поступать в Дорожный фонд. И мы надеемся, что ввод платы за проезд изменит ситуацию с дорогами в России в лучшую сторону. С другой стороны, несмотря на то, что большегрузный транспорт приносит наибольший вред дорожному полотну и необходимо его возмещать, есть вероятность, что перевозчики переложат это бремя на конечных потребителей

К примеру, в США именно благодаря дорожным фондам построили современную сеть скоростных дорог, которая позволила преодолеть территориальную разобщенность страны. Средства в дорожный фонд США поступают за счет федеральных налогов и сборов, взимаемых на платных автодорогах (в основном это участки с тоннелями и мостами)».

Создать сайт
бесплатно на Nethouse